
Борис Прокошев, бывший капитан судна Rhosus, на котором, как считается, доставили в порт Бейрута селитру, послужившую причиной взрыва, рассказал, что изначально судну нельзя было заходить в порт с грузом нитрата аммония на борту. «Мы, когда подходили, мы сообщили название груза, его класс, согласно IMO.
Нам разрешили войти. Пришел лоцман, стали на рейд, через некоторое время, когда время пришло, лоцман завел нас в порт, мы швартовались. Потом нам как-то задавали там — я уже не помню, кто, — но нам задавали вопрос, что с таким грузом нельзя заходить в Бейрут», — сказал Борис Прокошев. Помимо прочего, капитан судна сообщил, что за то время, которое он вместе с оставшимися членами экипажа провел в порту Бейрута, он видел, как с другого судна также выгружали груз с нитратом аммония. «Они сказали, что тот груз, у них меньше концентрация, поэтому у них разрешается такие грузы выгружать, а у нас высокой концентрации груз. Поэтому наш груз выгружать на территории Ливана запрещено. Вот и все, было такое объяснение. Они это все знали прекрасно», — добавил Прокошев. В ходе интервью бывший капитан также отметил, что судно Rhosus, которое доставило груз аммиачной селитры в порт Бейрута, по его информации затонуло более двух лет назад. «В форпике у нас была дырка, отверстие, может быть, миллиметров четыре-пять диаметром, но в таком месте, что нам туда залезть нельзя было. Туда нужен был водолаз, чтобы забить эту дырку. Но никто нам водолаза этого не посылал. Вода периодически в форпик прибывала. Периодически мы ее откачивали», — сказал бывший капитан. По словам Прокошева, владелец судна россиянин Игорь Гречушкин, который, предположительно, живет на Кипре, как только начались проблемы, оставил корабль и команду. Гречушкин не только не выплатил зарплату экипажу Rhosus, но также проигнорировал неустойку и портовые сборы, которые являются обязательными к оплате. «Агент арестовал судно, сказал, что судно будет под арестом до тех пор, пока Гречушкин не заплатит неустойку, что он груз не взял, и портовые сборы. Вот так мы оказались под арестом. И поставили нас — уже где-то месяц прошел, как мы там стояли, уже шесть человек убыло, отпустили шесть человек домой, а нас четверых оставили», — сказал бывший капитан судна Rhosus. Как рассказывает Прокошев, судно зашло в порт Бейрута в 2013 году и простояло там несколько лет. Оставшиеся члены команды смогли покинуть судно в августе 2014 года, и корабль оказался заброшенным. Груз был транспортирован ливанскими властями на портовый склад после отбытия команды на родину. «Порт знал, что это судно с таким опасным грузом, что это судно представляет большую опасность для порта. Когда они узнали, что судовладелец хочет забрать это судно, так я б на их месте еще бы дал ему денег, сотню тысяч долларов, чтобы он только избавил порт от такой опасности. А они взяли и задержали судно. Ну и все, он руки поднял и сказал: «Ну ладно, задержали, так возитесь вы с ним сами», — заключил Борис Прокошев. В столице Ливана вечером 4 августа прогремели два мощных взрыва. По предварительным данным, наиболее вероятной причиной детонации 2 750 тонн аммиачной селитры стали сварочные работы, которые проводились в это время в порту. В результате инцидента погибли свыше 150 человек, более шести тысяч получили ранения. Сообщается, что цифры не окончательные и могут увеличиваться в ходе спасательных работ.